• Информация о вашей корзине
      Ваша корзина пуста
Можно ли совершать протирание (масх) поверх обычных носков при малом омовении?
Исламское право 04 Апр 2018 Отдел фетв Муфтията РД И Вопрос: С этим вопросом я сталкиваюсь очень часто. И слышу противоречивые утверждения. Поэтому хотелось бы получить окончательный и достоверный ответ. Можно ли совершать протирание (масх) поверх обычных носков при малом омовении? Ответ: Протирание (масх) предусмотрено для облегчения малого омовения (вуду), и для совершения этой процедуры существуют условия: ичиги (носки) (хуффы(1) или масх) должны отвечать определённым требованиям и находиться на ноге определённое время. Учёный-факих имам ар-Рамли в книге «Нихая аль-Мухтадж», перечисляя условия масх, утверждает: ويشترط في الخف كونه قويا بحيث ( يمكن ) لقوته ( تتابع المشي فيه لتردد مسافر لحاجاته ) عند الحط والترحال وغيرهما مما جرت العادة به ، وإن كان لابسه مقعدا في مدة ثلاثة أيام ولياليها إن كان مسافرا سفر قصر، ولحاجة يوم وليلة إن كان مقيما… (ج1 ص204) «Из условий дозволенности протирания (масх) является такая их прочность, чтобы путник мог ходить в них по своим повседневным нуждам (собирать дрова, и т.д), даже если он будет неподвижен в течение трёх суток в случае сафара далее 81 км. А если он муким (т.е. тот, кто не в сафаре), то они должны быть пригодны для ходьбы в течение суток». (См.: «Нихая аль-Мухтадж», т.1, с. 204). Учёный ханафитского мазхаба аль-Касани в книге «Бадаи’у ас-Санаи’» отмечает: Кожаные носки وأما المسح على الجوربين، فإن كانا مجلدين، أو منعلين، يجزيه بلا خلاف عند أصحابنا وإن لم يكونا مجلدين، ولا منعلين، «Что касается протирания мокрыми ладонями (масх) поверхности носков вместо мытья ног, то это, по мнению учёных нашего (ханафитского) мазхаба, допустимо, если они (носки) из кожи или у них кожаная подошва». فإن كانا رقيقين يشفان الماء، لا يجوز المسح عليهما بالإجماع، وإن كانا ثخينين لا يجوز عند أبي حنيفة وعند أبي يوسف، ومحمد يجوز. «Если же они не такие, а тонкие и пропускающие воду, то, по единогласному мнению учёных, протирание (масх) поверх них совершать нельзя. Абу Ханифа считал недопустимым протирание поверхности носков, даже если они плотные. Абу Юсуф и Мухаммад считали, что можно совершать масх поверх плотных носков». وروي عن أبي حنيفة أنه رجع إلى قولهما في آخر عمره، وذلك أنه مسح على جوربيه في مرضه، ثم قال لعواده: "فعلت ما كنت أمنع الناس عنه" فاستدلوا به على رجوعه."بدائع الصنائع" )ج 1 ص141 ( Кожаные носки «Сообщается, что Абу Ханифа согласился с их мнением перед смертью, и об этом свидетельствует тот факт, что, заболев, он совершал масх поверх носков и говорил тем, кто его навещал: "Я стал совершать то, что запрещал людям". И они сделали вывод, что он согласился с мнением своих учеников (Абу Юсуфа и Мухаммада), что дозволено совершать масх поверх плотных носков, не пропускающие воду». (См.: «Бада’иассана’и», т. 1, с.141). Учёный маликитского мазхаба Абу Абдуллах аль-Усмани в книге «Шифа’ аль-алиль» пишет: (رخص… مسح جورب جلد ظاهره وباطنه) قوله (جلد ظاهره وباطنه)أي: أعلاه وأسفله من خارج، فهو كقوله في " المدونة ": إلا أن يكون فوقهما وتحتهما جلد مخروز. "شفاء الغليل" (ج1 ص 152) «Дозволено совершать масх поверх носков, подошва и верхняя часть которых из кожи, т.е. верхняя и нижняя части внешней стороны должны быть из кожи, и, как сказано в книге "Мудаввана", не дозволено совершать масх как сверху, так и снизу (носков), если только они не будут обшиты кожей сверху и снизу». (См.: «Шифа’ аль-Алил», т. 1, с. 152). Учёный ханбалитского мазхаба аль-Бухути в книге «Кашшаф аль-кина’» утверждает: Хуффы (و) يصح المسح أيضا على (جورب صفيق من صوف أو غيره) …(وإن كان) الجورب (غير مجلد أو) منعل (أو كان) الجورب (من خرق) وأمكنت متابعة المشي فيه. "كشاف القناع" (ج 1 ص111) «Также дозволяется совершать масх поверх плотных носков из шерсти или другого материала, даже если эти носки не из кожи, не имеют кожаной подошвы и сделаны из материала, который позволяет (человеку) ходить в них беспрерывно продолжительное время». (См.: «Кашшаф аль-Кина’», т. 1, с.111). Заключение: 1. Не разрешается совершать протирание (масх) поверх обычных хлопчатобумажных, шерстяных или нейлоновых носков, которые носят в наши дни. 2. Можно совершать протирание (масх) поверх носков, пусть даже не кожаных, если они плотные настолько, что позволяли бы путнику ходить в них по своим нуждам, при этом они должны закрывать ноги, включая щиколотки, быть водонепроницаемы и надеты в состоянии омовения. (1) Выражение «хуффы» в арабском языке применимо только к носкам из кожи. Отдел фетв Муфтията РД Телеграм канал отдела фетв: t.me/fatawadag Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях! Читайте нас в Телеграм: t.me/newislamru

Категория: Фетвы | Добавил: suficentrirk
Просмотров: 33 | Рейтинг: 0.0/0
12.04.2018, 20:11

Смотрите также:


Комментарии Всего комментариев: 0

avatar
Исламский магазин № 1
Новое в магазине
Популярные товары
Специальные предложения
Видеолента
Муфтий РД встретился с Муфтием Ирку...  
Муфтий Иркутской области Фарид хазрат Мингалеев встретился с Муфтием РД, шейхом Ахмадом-хаджи Абдулаевым.
в г. Москве общественная плата РФ 2...  
Общественная палата Российской Федерации г. Москва 2015...
В мечети с. Шаховск аларского район...  
Подготовка к 100 летию Шаховской мечети...
Чтение тасбиха намаза таравих...  
Чтение тасбиха намаза таравих...
Булгары ежегодное собрание 2015...  
Булгары ежегодное собрание 2015
ISLAM-IRKUTSK.COM...
Хатм коран в время рамадана...  
Хатм коран в время рамадана в иркутской соборной мечети
ISLAM-IRKUTSK.COM...
Шестой форум культурная программа в...  
Шестой форум культурная программа в Татарском театре г . Казань 2015...
Приветствие после намаза...  
Приветствие после чтения намаза...